№ 35 (4096)
октябрь 2004

МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ С ОДНОГО КУРСА,
ИЛИ БУКЕТ СУДЕБ

Есть достаточно много работ, в которых обстоятельно описаны узловые моменты истории МГУ, проанализированы переломные решения, рассказано о наших выдающихся ученых и замечательных преподавателях, приведено летописание событий на факультетах и в подразделениях, воспроизведены архивные документы. Все это, конечно, очень важно. Но не будем забывать – история Московского университета преломляется и в судьбах его питомцев, в том, как, выйдя за стены Alma mater, они несут гордое звание выпускника МГУ и реализуют свое самостоятельное служение Родине.
Именно такую интереснейшую и труднейшую задачу – нарисовать портрет одного университетского выпуска – поставила перед собой Алла Белова, воспитанница мехмата МГУ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. Она смогла объединить усилия своих однокурсников и общими усилиями создать коллективную книгу «Мы – математики с Ленинских гор. Воспоминания сокурсников 1954–1959 гг.» (М.: Фортуна Лимитед, 2003).
…Аудитория 01. Такая обычная для тех студентов, которые постоянно слушают в ней лекции. Но сегодня на ее скамьях сидят не восемнадцати-двадцатилетние юноши и девушки, а седовласые мужчины и их ровесницы, чуть молодящиеся женщины – выпускники механико-математического факультета сорокапятилетней давности. Они собрались, чтобы отметить выход книги своих воспоминаний о студенческой и послевузовской жизни. Благоговейно прикасаются к знакомым столам, смотрят на доску, как будто сейчас на кафедру выйдут их любимые профессора, светила науки: Павел Сергеевич Александров, Андрей Николаевич Колмогоров, Лев Абрамович Тумаркин, Евгений Борисович Дынкин, Константин Алексеевич Рыбников, Николай Гурьевич Четаев... Как давно это было!
В аудитории 01 в 1959 г. при вручении дипломов выпускникам-математикам профессора и преподаватели напутствовали своих повзрослевших птенцов и были уверены, что они способны применить свои знания в жизни. Кто тогда думал, что так быстро пролетит полвека! И вот, бывшие когда-то студентами, а ныне академики, профессора, доктора и кандидаты наук, лауреаты Государственных премий, орденоносцы, опытнейшие программисты, педагоги, ученые-специалисты – изобретатели в оборонной науке и промышленности, атомной энергетике и самолетостроении уже отмечают пятидесятилетие своего поступления в Московский университет.
Мехмату МГУ 70 лет. «50 из них (с момента поступления до нынешних дней) – наши», – считают однокашники. Александр Субботин (атомщик, лауреат Государственной премии) из Сарова написал: «Как в сказке, прошло много лет и много воды утекло с момента t = 1959, когда в точке с координатой «новое здание МГУ на Ленинских горах» график моей жизни претерпел один из самых существенных разрывов в пространстве и во времени. Разрыв с потоком из 200 человек... Хочется узнать, как сложилась жизнь каждой частицы этого разлетевшегося потока... От встречи на страницах этой книги ждешь радости... Пять лет в стенах мехмата оказались такой школой, которая определила всю дальнейшую жизнь. Приятно поворошить память и вспомнить минувшие лучшие годы... Все мы об этих годах говорим с гордостью. И нескромное «я», становление которого невозможно представить без университета, в наших рассказах кажется даже более уместным, нежели безликое «мы» или скромное «автор» в ученых трудах... Но рассказ о себе в 65 лет – это, в любом случае, подведение итогов. И к радости примешивается грусть и нестерпимая обида на несправедливую судьбу, вырвавшую из наших рядов уже не один десяток друзей. Но жизнь продолжается, и пусть не только мы сами, но и наши дети и внуки узнают о нас, и, может быть, что-то им покажется интересным».
«Знакомые незнакомцы» (некоторые не видели друг друга чуть ли не с момента выпуска) с огромным интересом, любопытством и открытиями для себя рассматривают книгу формата А3, в 428 страниц, с 530 фотографиями. Иные буквально ругают себя за то, что, не поверив, что книга «состоится», не написали более подробно о впечатлениях об учебе и жизни в МГУ, о последующем применении полученных знаний. Разыскав в водовороте жизни сокурсников и родственников тех, кого уже нет рядом с нами, создатели книги превратили её в прекрасный рассказ о студенческой жизни, об уникальных преподавателях, о той неповторимой атмосфере, которая царила в те годы на мехмате и помогала становлению и воспитанию будущих специалистов. Эта книга ярко, живо и конкретно свидетельствует, как Московский государственный университет формирует интеллектуальную элиту общества.
Здесь все представляет большой интерес – ведь это живой голос участников событий. Поступление в университет: большинство – с медалями, остальные набрали не меньше 32 баллов из 35, сдав 7 экзаменов. «Студенческая география»: собрались из разных уголков страны – Москвы и Магадана, Туркмении и Урала, Белоруссии и Алтая, городов и поселков, станиц и деревень. Лекции, практические занятия, зачеты и экзамены, научные семинары. Гордость, а не зависть(!) за друзей, в которых уже тогда были видны будущие светила науки. Маститые профессора и внимательные преподаватели, которые не только одаривали знаниями, но и воспитывали, прививали любовь к музыке, к литературе, развивали любознательность и расширяли кругозор. Жизнь вне занятий: походы, в которых принимали участие и преподаватели; катание на коньках и лыжах, спорт (некоторые студенты стали мастерами спорта, выступали в соревнованиях за университет), участие в художественной самодеятельности, в постановках спектаклей, опер, капустников, в конкурсах бальных танцев, в университетском хоре, оркестре. Работа в колхозе, субботники на строительстве стадиона в Лужниках, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. …
И особое место в студенческой жизни заняла Целина, поездки на уборку первого и второго целинных урожаев, когда студенты работали (по собственному желанию, лгут современные демагоги – никого не загоняли кнутом) «по 12 часов в сутки на току и на комбайне круглосуточно». Вот свидетельства: «Обе целины были замечательными» – В. Арнольд (ныне академик РАН); «Поездка на уборку целинного урожая была хорошей школой реальной жизни» – Ю. Черемных (профессор экономического факультета МГУ); «Мы в ладонях держали зерно самых первых целинных полей... ...Мы считали: великая честь – строить, жать, возводить Лужники...» – А. Ярцева (преподаватель математики).
И кто кем стал, как каждый реализовал то образование и воспитание, которые даровал ему университет? Фактически все состоялись в жизни, все приносили и продолжают приносить пользу науке и производству. Начнем с буквы «А» и подряд, по алфавиту, посмотрим. Заместитель начальника отдела ЦАГИ в г. Жуковский; профессор Лесотехнической академии; ведущий конструктор-программист; старший научный сотрудник ЦЭМИ; академик РАН, Лауреат Ленинской премии, член восьми иностранных академий; профессор МГУ и университета в США; полковник Вооруженных сил России; кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий лабораторией...
Студенческий фольклор – без него немыслима была студенческая жизнь и полноценный отдых. «Раскинулось поле по модулю пять, в углах полиномы стояли, товарищ не мог производную взять, ему очень строго сказали...».
Особенно поучительно и показательно своеобразное «дерево»: корни – выпускники мехмата, крона – их дети. Многие пошли по стопам родителей, поступив на мехмат и на другие факультеты МГУ, некоторые к настоящему времени уже стали кандидатами и докторами наук.
Всё это – в книге «Мы – математики с Ленинских гор». Это мехмат середины двадцатого столетия нашей эры! Это правдивая и такая разная коллекция судеб людей, выбравших тяжкий и благородный труд служения великой науке. Это неразрывная связь поколений в постоянно обновляющемся Московском университете – вспомним, что в тот год, когда герои и авторы книги получали дипломы и уходили «в жизнь», первый курс факультета заканчивал будущий ректор МГУ Виктор Садовничий.
Несомненно то, что коллективные мемуары людей, многие из которых прошли серьезную школу жизни, интересны истории, полезны молодежи, ибо раскрывают процесс формирования профессионально состоявшихся граждан, необходимых обществу, востребованных при любой власти и являющихся национальным достоянием.

Н.Х. Розов, профессор МГУ,
выпускник мехмата 1958 г.

Ядерная физика
тоже может быть мечтой

Наука развивается стремительно и постоянно, и, конечно же, для того, чтобы процесс ее развития не останавливался, необходимо постоянное пополнение в рядах учёных, которые будут продолжать и совершенствовать уже существующие разработки своих предшественников. Но далеко не все обладающие необходимым количеством знаний и умений и на многое способные выпускники Московского университета готовы посвятить себя научной деятельности, и далеко не все остальные знают и понимают, для чего и кому эта деятельность необходима и что наука дает человечеству.
О пользе и вреде, значении и возможностях недавно появившейся, но многообещающей ядерной физики мне рассказал молодой специалист в этой области, выпускник физического факультета МГУ, младший научный сотрудник НИИ ядерной физики, Андрей Ермаков.
– Почему ядерная физика? Что повлияло на выбор занятия всей жизни?
– В науку меня привел увиденный в детстве фильм о Ломоносове. Сначала появилась мечта стать ученым, потом была средняя школа, спецшкола, затем физфак, где, будучи студентом третьего курса, я впервые столкнулся с ядерной физикой, пришел на эту кафедру и остался здесь навсегда.
– А что развитие этой науки дает людям?
– Люди всегда хотят обеспечить себя различного рода благами, облегчающими их жизнь, а технологии, разрабатываемые нами, позволяют этого добиваться. Взять хотя бы микроволновую печь – это тоже достижение ядерной физики.
– Каких успехов лично вам, Андрей, уже удалось добиться?
– Диссертацию кандидатскую защитить удалось. А еще я принимал непосредственное участие в создании ускорителя заряженных частиц, разработанного в НИИ ядерной физики МГУ и не имеющего аналогов в мире, к тому же гораздо более компактного, нежели зарубежные аналоги.
Андрей показал мне этот уникальный прибор (правда не в работе, так как, когда прибор работает, находиться в одном помещении с ним нельзя: слишком велика радиация), и, на мой взгляд, уникальный ускоритель представляет собой непонятную здоровенную штуковину, сооруженную из груды металлолома и множества проводов…
– И это называется «компактный»? Он же целую комнату занимает.
– Да, и поддерживающих его работу приборов еще три комнаты, но он все равно считается маленьким, потому что большой ускоритель может и километр пространства занимать. А благодаря своей мощности наш прибор открывает широкие возможности для своего применения. Например, после окончательной доработки, а его можно сделать еще более маленьким и даже переносным, этот прибор может очень облегчить таможенный досмотр пассажиров в аэропортах. Через ускоритель пропускается пучок электронов, которые при этом увеличивают свою энергию и скорость, и при облучении таким пучком какого-либо объекта можно определить, что за вещества в нем содержатся, например, облучить багаж пассажира и выяснить, есть ли там наркотики или взрывчатка (в этих веществах особенное, отличное от других, соотношение концентраций химических элементов). Или же, облучая продукты питания, можно заметно продлить их срок годности, за счет уничтожения неизменно присутствующих в них различных микроорганизмов.
– А как же радиация? Не опасно ли подобные продукты употреблять в пищу?
В ответ Андрей поспешил заверить, что, используя ускоритель, можно не бояться радиации.
Что же, ядерная физика действительно открывает перед человечеством очень широкие возможности, и хорошо, что есть молодые специалисты, готовые развивать ее дальше, и тем самым обеспечивать нас с вами многими новыми материальными благами и возможностями, которые так быстро становятся незаменимыми для нас.

Галина Крылова

Первая полоса

Пресс-служба

Новости ректората

Вести МГУ

Московские новости

Конкурсы, гранты, стипендии

Актуальное интервью

Питомцы университета

Наука и практика

Флюс

На главную страницу