№31 (4262)
октябрь 2008

КиноТеатр

На этот раз рубрика "КиноТеатр" целиком и полностью посвящена театральному искусству. Две разные статьи рассказывают о двух совершенно разных спектаклях - "Ричарде III" театра Сатирикон и "Компаньонах" театра El Cetera.

Пальмы не нужны



«Компаньоны».
Спектакль театра «Et cetera».

Киностудия «Мосфильм», 1947 год.
Автор пьесы и режиссер-постановщик: Александр Галин.
Роли исполняют: Людмила Дмитриева, Виктор Вержбицкий, Арий Чумаков, Евгения Сирота.


Долго отсутствовавший в родной деревне товарищ Каштанов (В. Вержбицкий) наконец возвращается туда, но в качестве подготовительного маневра перед встречей с женой Петровной (Л. Дмитриева) засылает в свежесть деревенской травы адвоката Горкого (А. Чумаков). Юрист долго-долго что-то рассказывает Петровне, подбираясь к главному (и тут уже прибегает муж) — в результате некоторых событий супруги Каштановы могут претендовать на миллиона полтора долларов. Юристу помогает очаровательная нотариус Леночка (Е. Сирота), передвигающаяся по сцене на цыпочках. Все крутится-вертится вокруг денег, и результат этих денежных вращений, в общем, довольно предсказуемый.

Пьеса поставлена ее автором — драматургом А. Галиным, и это, безусловно, способствует более полному раскрытию замысла. Кроме того, те плюсы и минусы, которые проявились во время игры на сцене, можно автоматически соотнести с текстом произведения. В любом случае, на мой взгляд, сценическое воплощение в целом достойное, живое. Есть, как мне кажется, отдельные неувязки в самом тексте пьесы— в том его виде, разумеется, в каком зритель может о нем судить по репликам и действиям актеров. Довольно сумбурно и нечетко прорисованы финансовые схемы, о которых говорят Горкий и Каштанов, а ведь для развития сюжета это было бы важно. Конечно, без этого пьеса не теряет композиционной целостности, но ей все-таки не хватает такой прорисовки. Идеи и мысли раскрываются, но, опять, из-за «плавающего» сюжета оказываются несколько распыленными. Гораздо более цельными на этом фоне предстают некоторые другие сюжетные картины: например, монолог Петровны в начале спектакля, «вечерний» разговор Каштановых («Ну вот сидим мы с тобой, ты в пиджаке, я в босоножках. Что делать будем?») и их танец.

Эпизод, когда нотариус Леночка начинает распрыскивать духи на поляне, интересный сам по себе как отдельный фрагмент спектакля, еще и на какое-то время позволяет предположить, что вся пьеса (и, соответственно, спектакль) — оригинальная пародия на распространенный миф о взаимоотношениях москвича и жителя деревни и их представлениях друг о друге. Но, к сожалению, если такая линия в пьесе и была, то оказалась не основной. Автор спектакля выбрал путь драмы. На этом пути он высказался в целом ясно, однако что-то прозвучало смутно и нечетко. А ведь так интересно было бы обратиться к жанру пародии!

Каштанов (побывавший на Кубе в свое время) на вопрос жены «Да тебе, что, эти пальмы нужны?» ответил грустно-мечтательно: «Нужны...». Жена, тем не менее, оказалась и честнее, и реалистичнее его. Но, думается, они еще поплывут на катере, который хотел купить Каштанов, не к пальмам, наверное, — зачем они? — а просто по небольшой живописной реке.

Илья Родин
ilya.rodin.88@mail.ru








































Ричард III


Спектакль «Дальше — тишина»

Спектакль «Ричард III» театра «Сатирикон».
По одноименной пьесе Уильяма Шекспира.
Режиссер-постановщик: Юрий Бутусов.
Жанр: трагифарс.
В ролях: К. Райкин, М. Аверин, А. Стеклова, Н. Вдовина, Д. Суханов и др.

Пожалуй, не найдется ни одного театрала, который бы не признал сегодня спектакль «Ричард III» визитной карточкой театра «Сатирикон». Перед нами абсолютно сатириконовский стиль — смелая постановка, актерская игра «на пределе», свой взгляд на классику и непрерывная динамика. И, конечно же, прекрасный актерский состав во главе с К. Райкином, который, кстати, получил «Золотую маску» за главную роль.

Родился на свет Ричард III физическим уродцем, душу его, как это часто бывает, изуродовали комплексы, породив чувство ненависти, злобы, бессердечия, а главное, маниакальное желание во что бы то ни стало «над туловищем гадким увенчать голову короной». Для осуществления своих планов, которые для откровенного злодея являются смыслом жизни, Ричард не долго думая (а может, как раз очень хорошо все обдумав), убивает брата, племянников, бывших соратников и «друзей», — всех, кто ему уже не нужен.

Как и следует ожидать от английского классика, к началу царствования и к концу спектакля у нового короля появляются доселе неизвестные ему угрызения совести, появляется страх. Вот только чего он боится? Новых проявлений своей души, проснувшейся совести или самого себя, уже перерожденного или пытающегося переродиться?

«Ричард III» — пример классического трагифарса. Для этого очень уж постарались и Ю. Бутусов, и многогранный К. Райкин, и разноплановый М. Аверин, и сам У. Шекспир.

Обсуждать актерский состав спектакля более или менее объективно, когда это главные «силы» театра, достаточно сложно. Вряд ли кто-то возьмется спорить с тем, что после ряда работ К. Райкина можно назвать одним из лучших актеров сегодняшнего российского театра. Здесь главная его победа в том, что он сумел сыграть Ричарда как актера еще лучшего, чем он сам. Начало второго акта, где Ричард «примеряет» королевский стул можно вычленить из постановки, развить и выпустить как отдельный блестящий моноспектакль.

Не меньшим актером-триумфатором в спектакле является М. Аверин. Ему повезло аж трижды. В течение нескольких минут он предстает перед нами то в роли Эдварда IV, то в роли герцога Кларенса, то в женской роли — герцогини Йоркской, матери Ричарда. Образ Елизаветы (А. Стеклова) в начале первого акта кажется немного туманным и выпадающим из общего ритма, но уже к середине спектакля туманность рассеивается.

На сегодняшний день в режиссерском мире модно быть оригинальным и современным, отсюда совершенно разные по качеству попытки «осовременивания» классики. В случае с «Ричардом III» все удачно, предельно органично, совсем ненавязчиво, и риск, как со стороны недоверчивого зрителя, так и со стороны постановщиков, обернулся распитием шампанского. Правда, не все любят этот напиток.

Мария Казаросян
bagiracleo@mail.ru

Первая полоса

Эхо фестиваля

Инновационный университет

Вести МГУ

На пользу науке

Мнение специалиста

Мир вокруг нас

Новости Москвы

Наш календарь

На книжную полку

КиноТеатр

Объявление

На главную страницу