№35 (4266)
ноябрь 2008

КиноТеатр

В рубрике «КиноТеатр» снова — актуальные события кинематографической и театральной жизни. Мы рассказываем об очередной ленте про суперагента Джеймса Бонда — фильме Марка Форстера «Квант милосердия» — и о спектакле Евгения Гришковца «Как я съел собаку».

Жизнь как погоня

Квант милосердия (Quantum of solace)
Режиссер-постановщик: Марк Форстер
В ролях: Дэниел Крейг, Ольга Куриленко, Джуди Денч, Матье Амальрик и другие
США, Великобритания, 2008


В 22-ом фильме об агенте британской разведки Джеймсе Бонде (его играет здесь Д. Крейг) умопомрачительная и впечатляющая погоня по итальянским крышам эффектно сочетается со сценами скачек на улицах Сиены, старенький катер под названием «Хранитель звезд» выигрывает в сражении с двумя новейшими моторными лодками в гаитянской бухте Порт-о-Прэнса, в Казани на улицах лежит снег, а в Лондоне идет дождь. В центре сюжета — борьба за свои интересы, почти всегда корыстные, — спецслужб, компаний, группировок. Выигрывает агент 007.

Джеймс Бонд — это Джеймс Бонд. Своего рода обобщенный образ некоего непобедимого спецагента. Его качества — смелость, сила, ловкость, умение быстро реагировать на все что угодно, управлять всеми известными видами машин, говорить на всех языках и при этом еще иметь наглость смотреться более или менее реалистично. В «Кванте милосердия» Бонд водит автомобиль, мотоцикл, управляет катером, самолетом; говорит по-английски, по-французски, по-немецки, по-испански. Вопрос уже не в том, что такой человек просто обязан участвовать в самых разных приключениях, а в том, как это описать (что осуществлено в прозе Яна Флеминга, по которой снимается бондиана) и как изобразить это визуально — сделать фильм.

Фильм снят хорошо и эффектно. Сцены погонь и драк, неспешные диалоги, разговоры, дискуссии — всему в картине нашлось место, и все находится на своем месте. Есть и лирические мотивы — каков, например, эпизод, в котором агент 007 и его подруга Камилла (в отличном исполнении О. Куриленко) разговаривают в пещере, и Бонд накидывает на ее плечи свой пиджак! Но в целом Джеймс Бонд в этой ленте словно железный, его не воспринимаешь как человека со своей собственной психологией, его характер теряется, ускользает, исчезает — так, что кажется — может быть нет даже этого характера. В какой-то момент фильма в голову приходит мысль — если предположить, что такой человек вдруг есть в реальности, то какова его жизнь — полновесная ли, свободная ли? Погоня как метафора жизни — мысль, которую можно соотнести, вероятно, с немалым количеством жизненных моделей и ситуаций — в случае с Джеймсом Бондом реализована буквально. И, в общем, в этом есть свой шарм, своя увлекательность, своя, наверное, свобода. Вот вопрос: разочарует ли нас вид Бонда на пенсии, благополучно прошедшего через все испытания и приключения, попивающего какой-нибудь коктейль в каком-нибудь особняке? Сложно сказать. Во всяком случае, пока Бонд в форме, в чем убеждает лента «Квант милосердия».

Илья Родин
ilya.rodin.88@mail.ru
















Ричард III

«Когда ты научишься обижаться, ты тут же, в эту же секунду научишься обижать»

Моноспектакль «Как я съел собаку»
Постановка и исполнение: Е. Гришковец
Премьера состоялась в 1999 г.

Идея, постановка и исполнение спектакля «Как я съел собаку» принадлежит модному и известному сегодня персонажу Е. Гришковцу. Начиная говорить о каком бы то ни было из его спектаклей, сложно обойти стороной самого создателя. Главным образом секрет успеха и популярности работ Е. Гришковца состоит в том, что все его произведения неразрывно связаны с его образом. Это ярко выражается не только в театральных постановках, где он часто работает по принципу «хочешь сделать хорошо, все сделай сам», но и в литературном и музыкальном творчестве. По сути дела, существует две категории зрителей-читателей: те, кто любит Гришковца и те, кто его не любит. Первые любят за отсутствие манерности, фальши, за простоту того, о чем говорит и как говорит, за образ «своего» добродушного интеллектуала, рассказывающего просто о сложном. Вторые не любят как раз за это же, видя во всей этой простоте и «свойскости» наигранность и желание понравиться. Однако, судя по тому, сколько лет с неизменным аншлагом идет один из лучших моноспектаклей Е. Гришковца «Как я съел собаку», первых, даже после выхода в свет видео- и аудиоверсии спектакля, не убавилось.

Постановка, а вместе с ней и главный персонаж, впервые подкупили московского зрителя своей манерой думать и выражать мысли еще в 1999 г. Здесь Е. Гришковец обращается к минимализму в декорациях и строит свою игру-повествование как дружественный, откровенный рассказ. Никого ни о чем не спрашивая, герою удается создать своеобразный диалог со зрителем.

Стоящий перед залом человек рассказывает разные, часто смешные и сатирические, истории из жизни. Все повествование его доступно, открыто, конечно же, просто и очень артистично. К серии подобных вкрапленных в спектакль эпизодов можно подобрать уже избитое, но вполне подходящее название «простые истины». На самом же деле основной сюжет спектакля, если можно так сказать, состоит из рассказов о трех этапах жизни бывшего матроса, родившегося в небольшом северном городке. Герой говорит о своей судьбе, о сложном, но счастливом детстве, о счастье в мелочах. После школы он попадает на флот и служит в одном из самых суровых мест, на Русском острове, три мучительных, но наполненных событиями года. Именно там в нем умирает тот мальчик, которого родители провожали на службу, а вместо него теперь другой, настоящий матрос, рожденный новой жизнью. Безусловно, одним из главных эпизодов спектакля является рассказ героя о том, как уже в конце службы он вместе со своим сослуживцем-корейцем и поваром съедает мясо собаки. Избегая подробного натуралистического описания, Е. Гришковец ненавязчиво уходит в психологию, по-своему испытывая как героя, так и зрителя.

Все три истории очень органично вплетены друг в друга, поэтому кажутся историей одной и неразрывной, только рассказанной на особый манер. Каждый рассказ базируется, в первую очередь, на яркой детализации.

Благодаря своей постановочной стилистике Е. Гришковец создал спектакль о каждом и для каждого из нас.

Мария Антонян
bagiracleo@mail.ru

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Эхо фестиваля

Конференции

Образование

Круглый стол

Юбилеи

Крупным планом

Наука и техника

Новости Москвы

Наш календарь

Мир творчества

Наши таланты

КиноТеатр

Объявление

На главную страницу