13 (4074)
апрель 2004

Мастер своего дела

В наше время имя Ивана Петровича Кулибина стало нарицательным и по праву является символом русского изобретательства. Кулибин намного опередил своё время. Количество изобретений, принадлежащих ему, просто поражает воображение, но большая часть их была использована только после смерти их создателя, причём нередко сначала иностранцами. Таким образом, его колоссальный вклад в российскую и мировую науку, к сожалению, до сих пор не оценен по достоинству.

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 года по старому стилю в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Юному Кулибину надлежало только освоить грамоту у дьячка по псалтырю и часослову, а затем приступить к работе в качестве помощника отца. Но он пошёл дальше и стал самостоятельно изучать науки по книгам, в том числе по сочинениям М.В.Ломоносова. А всё свободное время тратил на конструирование различных игрушек – «флюгеров, толчей, меленок». Уже в молодости он проявил настолько исключительные способности к изготовлению различных механических устройств и оптических приборов, что отец не стал обучать его своему ремеслу, как было принято в купеческих семьях, а позволил заниматься слесарным и токарным делом. Особенно поразила Кулибина работа часов. Пытаясь понять работу часового механизма, он пришёл к выводу, что ему не хватает знаний. Помогли книги. Знания, полученные из них, юноша проверял опытами. Поездка Кулибина в Москву по делам городской ратуши дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты, лучковый товарный станок и резальную машину. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал значительно преуспевать в этом деле. Постоянно изучая физику и математику, изобретатель усовершенствовал своё мастерство и вскоре убедился, что у него достаточно сил, знаний и уменья, чтобы создать часы собственной конструкции с многочисленными математическими устройствами. В 1764–1766 годах Кулибин работал над громадными телескопами и электрической машиной. Не будучи знакомым даже с азами профессии шлифовальщика, своим умом он дошёл до определения фокусных расстояний. Своими руками собрал станок для шлифовки и полировки линз и зеркал. За два года Кулибин смастерил два телескопа и один микроскоп. В телескопы «видна была Балахна весьма близко, хотя и с темнотою, но чисто». (Город Балахна находился в 32 километрах от Нижнего Новгорода, так что увеличение кулибинских телескопов было довольно большим.) Он разработал новые способы шлифовки стёкол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. Кулибин продолжал уделять особое внимание изучению и конструированию часовых механизмов. Пять лет он проработал над изготовлением часов «яичной фигуры» - сложного миниатюрного автомата размером с гусиное яйцо в золотой оправе, состоявшего из 427 деталей, с курантовым механизмом. Часы не только играли кантаты, сочинённые самим мастером, но и демонстрировали спектакль театра-автомата. В полдень часы исполняли музыку, сочинённую Кулибиным в честь приезда Екатерины II в Нижний Новгород 20 мая 1767 года. В связи с этим удивительным изобретением 28 апреля 1769 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» впервые упомянула имя нижегородского часовщика Ивана Кулибина. Сегодня эти часы – достойный экспонат Государственного Эрмитажа. Впоследствии Кулибин создавал часовые механизмы самых разных размеров и форм, от башенных до миниатюрных, размещавшихся в перстне. Он сконструировал астрономические часы с особой точностью хода. Они показывали времена года, месяцы, дни, часы, минуты, секунды. Также был предусмотрен показ времени восхода и захода Солнца для Москвы и Петербурга, лунных фаз, для чего имелось несколько циферблатов. Кулибин предполагал даже применить стрелку для показа четверти секунды, но этот замысел ему не довелось воплотить в жизнь.

Поднесённый императрице дар произвёл на неё столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Кулибин дал согласие. В мастерских, созданных ещё усилиями А.К.Нартова и М.В.Ломоносова, насчитывалось шесть отделений (инструментальное, столярное, токарное, барометрическое, оптическое и пуансонное) с хорошим станочным парком, научно-исследовательским оборудованием и многопрофильным инструментарием. Геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы – таков далеко не полный перечень сделанного в мастерских под руководством Кулибина. Многие машины и инструменты по качеству и уровню превосходили зарубежные аналоги.

Большой интерес представляют чертежи Кулибина. И сегодня достойна удивления его методика по изготовлению мелких чертежей: он использовал для этой цели игральные карты, нанося тончайшие линии специальным инструментом для вдавливания бумажных волокон. Их можно рассмотреть лишь при помощи лупы под определенным углом к источнику света.

В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал деревянный мост через реку Неву с длиной пролёта 298 метров (до этого использовались мосты с пролётом 50–60 метров), предложив использовать оригинальные формы с перекрёстной решёткой. Построенная Кулибиным модель этого моста, в 1/10 натуральной величины, была успешно испытана специальной академической комиссией. Однако по непонятным причинам проект моста так и остался проектом. Позднее неутомимый Иван Петрович занимался принципиально новым видом мостов – металлическим. Полностью технически обоснованные его проекты всё равно были отклонены.

Пятнадцатого мая 1778 года «за успехи в механике» царица вручила Кулибину в присутствии придворной свиты «специально для него выбитую медаль», которая давала право беспрепятственного входа в царский дворец для участия во всех «благородных» собраниях и придворных приёмах, потому как изобретатель отказался от предложенного ему дворянского титула.

Знание законов оптики позволило Кулибину спроектировать и изготовить светильник – прототип современного прожектора. Его основой служило вогнутое зеркало, состоявшее из огромного количества отдельных стёкол. Помещённый в фокусе источник света, лучи которого отражались от зеркальных кусочков, производил сильнейший осветительный эффект, это изобретение было использовано в промышленных целях – для освещения мастерских, судов, маяков и т.д.

Он неизменно участвовал в оформлении различных карнавалов, празднеств, торжественных ассамблей, балов, выказывал чудеса изобретательности, устраивая всевозможные фейерверки, «световые шутихи», оптические забавы, аттракционы, работал над вопросом по снабжению Нижнего Новгорода питьевой водой. Для маленьких великих князей Константина и Александра он придумывал всякие механические игрушки (солдатики, самокатки, заводные зверюшки), потешные «для зраку прилежные трубки стеклянные», иллюминации. В 1787 году Кулибин был вынужден выйти в отставку, но продолжил заниматься изобретательством.

В 1791 году Кулибин изобретает прототип современного велосипеда и легкового автомобиля – механическую повозку-самокатку, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. Модель «самокатки» не сохранилась, её удалось восстановить по оставшимся чертежам, и теперь в Государственном политехническом музее в Москве можно посмотреть как она работала. Но и это изобретение не было использовано. В том же году Кулибин разработал конструкцию «механических ног». Это был удивительный даже по нашим временам ножной протез. Первый образец был изготовлен для офицера Непейцина, потерявшего ногу под Очаковом.

В 1793 году Иван Петрович построил первый в мире лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Созданный Кулибиным подъёмный механизм действовал с помощью одного или двух человек: специальные гайки, двигаясь по двум вертикально установленным ходовым винтам, поднимали площадку с кабиной.

В 1794 году Кулибин создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние, он назвал его «дальноизвещающей машиной». Однако созданный телеграф никого в России не заинтересовал и был сдан в архив.

В Нижнем Новгороде он разработал способ движения судов вверх по реке и построил в 1804 году первый в мире «водоход». К этому же времени относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов. И, хотя проект получил высочайшую поддержку Александра I, и это изобретение не было использовано.

Помимо этого Кулибин считается создателем машины для добычи соли, различных мельничных машин, оригинального водяного колеса, фортепьяно, приспособления для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров, сеялки и т.д. Но практически ни одно из этих изобретений не было использовано при его жизни. Остаток жизни Иван Петрович провёл почти не выходя из дома, сильно болел (старого мастера мучила одышка, загрудинные боли, ухудшилось зрение) и прекратил свои опыты. Весной 1818 года Кулибин слёг и после изнурительной и тяжкой болезни умер 30 июля 1818 года (по старому стилю), всеми брошенный и забытый. Говорили, чтобы его похоронить на Петровском кладбище в Нижнем Новгороде, жена продала единственные в доме настенные часы.

О.Юрченко

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Вести ректората

  Памятные даты

Наши выпускники

Новости науки

Спорт в МГУ

Взгляд на мир

Наш календарь

"01"

На главную страницу