№ 30 (4179)
сентябрь 2006

«...Результат, полученный собственными усилиями»

Дело в том, что я оптимист… Именно это и сподвигло меня взять в руки диктофон и обойти с вопросами всех своих знакомых из числа тех, кого удалось «выцепить» в самый кульминационный момент эпопеи под названием «защита кандидатской диссертации» (из опроса будет видно, что часть моих собеседников — аспиранты именно третьего года обучения со всеми вытекающими из этого последствиями).

Идея этого материала изначально была такова: «Московский университет» уделяет пристальное внимание жизни студентов университета, а также академической среде и вопросам науки. Однако те, кто, собственно, является ее, науки, надеждой, несправедливо забыты. И вот их час настал: хотелось раскрыть, зачем они поступают в аспирантуру, как работают, пишут, чем живут. В ходе же расшифровки пленки у меня возникла мысль, что сам по себе этот опрос несет несколько иной посыл. «Есть еще люди в русских селеньях», — думала я, прослушивая аудиозапись. Чистая случайность — причина тому, что моими собеседниками оказались на этот раз только девушки (как в джазе). Что ж, должок за мной — выяснить, а не перевелись ли на Руси богатыри.

В любом случае, минуя гендерные различия, есть основания определить эту социальную категорию — аспирант — следующим образом: сильный духом человек, имеющий мужество (или безумие?) 1. решиться на попытку самостоятельного воплощения в жизнь своей идеи, 2. впоследствии либо честно признаться себе, что выбор пути оказался неверным, и отказаться от него, либо бороться до последнего с собственной ленью ради достижения цели, 3. пережить обсуждение с пристрастием (в МГУ оно именно такое) на кафедре и завершающий, но от этого не более светлый бумажно-канцелярский этап процесса, 4. на банкете не оборачиваться назад и не думать о последних 3–4 годах жизни, исполненных бессонных ночей и других атрибутов упорного труда, дабы не омрачать своей скорбью праздник присутствующим.

Ниже представлен круг вопросов, ответить на которые пришлось моим респондентам:
1. Расскажите предысторию своего поступления в аспирантуру и выделите основные факторы, его определившие.
2. Удовлетворяют ли вас отношения с научным руководителем и кафедрой в целом?
3. Как вы оцениваете работу кафедры, ее научный уровень?
4. Изменилось ли ваше отношение к научной деятельности с момента поступления в аспирантуру?
5. Как вы определяете свое отношение к преподаванию, если имел место соответствующий профессиональный опыт, собираетесь ли в дальнейшем работать в этой сфере?
6. Как оцениваете своих коллег-аспирантов (научный и общекультурный уровень)?
7. Планируете ли остаться в науке и чем, если да, предполагаете заниматься в перспективе?
8. Как оцениваете изменения в законодательстве, касающемся защиты кандидатских диссертаций?
9. Как относятся к вашей учебе в аспирантуре родители?
10. Хотели бы вы, чтобы и ваши дети связали свою профессиональную деятельность с наукой и образованием?
11. В чем, с вашей точки зрения, заключается различие между интеллигентом и интеллектуалом?
12. Что делает вас счастливым?

(Следует оговорить специально, что содержание представленных ниже ответов не обнаруживает абсолютного соответствия содержанию вопросов, что является неотъемлемой чертой спонтанной речи и непринужденного общения.)

Вика (филолог, 25 лет, не замужем, 3 г/о)
1. В детстве, когда мне было лет пять, я мечтала (наверное, потому что все мои родственники — врачи) стать врачом и никогда не думала, что свяжу свою жизнь с наукой. Однако от идеи мединститута я быстро отказалась: боюсь крови, да и перспектива опытов в анатомичке меня не радовала. В аспирантуру я поступила спонтанно: научный руководитель моего диплома порекомендовал мне эту кафедру, к тому же в МГУ учились мои друзья, что в конечном итоге и определило мой выбор.

2. Я удовлетворена своими отношениями с научным руководителем, по крайней мере, она принимает активное участие в моей работе. Единственное, бывает, мы смотрим в разных направлениях, и это создает трудности.

3. По большей части, работают профессионалы, которые действительно занимаются наукой. Единственное пожелание — чтобы и молодым специалистам давалась возможность работать в университете, в таком случае не будет соблазна почивать на лаврах.

4. Да, изменилось. Я очень много времени уделяю научной работе и, честно говоря, устала от нее, хотя интеллектуальное развитие по-прежнему осталось основным моим жизненным стимулом.

5. Я занималась репетиторством, по большей части мне это нравилось, но не покидало чувство недостаточной профессиональной компетентности: я очень требовательна к себе. Свою работу оцениваю на 8 баллов из 10, хотя претензий не было.

6. На 90% я благодарна МГУ за то, что именно здесь я приобрела исключительный круг общения. Помимо диссертации и ряда изменений в жизни, это самое главное, что дала мне Москва и Московский университет.

7. До конца я этот вопрос еще не решила. Возможно, я свяжу свою жизнь с преподаванием, но в ближайшее время все-таки хочу сменить род деятельности. Я устала от теории, поэтому, скорее всего, это будет литературное редактирование. Мне интересна практическая работа с текстом.

8. Те требования, которые выдвигает ВАК, создают трудности аспирантам в регионах. По-моему, это нехорошо.

9. Отношение амбивалентно. С одной стороны, считают, что это престижно, с другой стороны, опасаются, что научные изыскания способствует изоляции, отдалению от активной жизни.

10. Как им будет угодно. Если захотят — пусть идут в науку, если нет — я буду только рада.

11. Интеллектуал — это, говоря просто, человек, который много знает, а в случае с интеллигентом к интеллектуальному уровню прибавляется еще и высокое духовное и нравственное развитие.

12. Состояние внутренней гармонии и спокойствия.

Саша (историк, 28 лет, замужем, воспитывает трехлетнюю дочь)

1. С пяти лет я училась в музыкально-хореографическом лицее — 10 лет, мечтала всю жизнь танцевать, но была вынуждена отказаться от этого, так как возникли проблемы со здоровьем. Впрочем, я не столько хотела танцевать, сколько заниматься постановками, но для этого все равно требовалось танцевать еще пять лет в институте культуры. Для меня это было невозможно… Встал вопрос, чем заниматься дальше. Сначала я хотела поступать на филологический, занималась на подготовительных курсах, но в старших классах увлеклась историей (тому способствовал замечательный, талантливый преподаватель), с удовольствием проучилась пять лет на историческом, и затем моя научная руководительница предложила мне продолжить работу над темой диплома в аспирантуре — в этом смысле именно она очень сильно повлияла на меня: я не думала, что в аспирантуру МГУ поступить реально. К сожалению, через год после того, как я поступила, по моей теме, касающейся взаимоотношений государства и церкви, была защищена диссертация. Это и предопределило исход дела. Тема, предложенная мне на кафедре, не учитывала моих интересов и пристрастий, поэтому постепенно все сошло на нет. У меня появились другие увлечения… В общем, после первого года обучения я отчислилась.

2. Мои отношения с научной руководительницей… Она хотела видеть результат, а интерес у меня пропал, и результата не было. Но эти проблемы ее не интересовали, у нее было много других дел.

3. Я не так долго была на кафедре, чтобы оценивать ее уровень. Но, думаю, как везде: были люди выдающиеся, преподававшие даже за границей, а были — посредственные.

4. Мне это так же интересно, как и раньше (если интересна тема, конечно). Но познакомилась с людьми, которые защищают диссер для галочки. Мне это сложно понять.

5. Опыт преподавания был. Сначала в школе — когда старшеклассников просили заменить того или иного преподавателя в младших классах, затем в университете — у нас была довольно серьезная педпрактика. В аспирантуре мы проводили семинарские занятия у студентов… Я бы сказала, что мне это нравилось.

6. Из моего окружения большинство защитилось, притом с интересом. Некоторые преподают. Если не преподают, то их знания востребованы в работе по специальности. Единицы защитились для галочки. Хотя я знаю, что таких людей вообще-то больше, но это не из моего окружения. И единицы не защитились совсем.

7. Я не жалею, что не закончила обучение и не защитила диссертацию. Хотя иногда возникают мысли, что надо бы сделать что-то в этом роде. Но возникает вопрос: а зачем, нужно ли это еще кому-нибудь, кроме меня? Твоя диссертация должна быть нужна, как минимум, твоей науке. С этих позиций я решаю этот вопрос. Защищаться ради корочки я не хочу.

8. Я не в курсе последних изменений.

9. Еще с дошкольного возраста я была очень упрямой, и со мной старались не спорить. Это что касается отношения родителей…

10. Им выбирать! Я всегда сама выбирала. И не жалею.

11. Понятие интеллигентности в большей мере связано с нравственно-этическими характеристиками, а интеллектуальности — с накоплением и обработкой знаний.

12. Мне сложно ответить на этот вопрос… Я достаточно зрелый человек, и могу находить радость в простых вещах… Бывает, чаю попью — и в такаю эйфорию впадаю…

Лариса (филолог, 25 лет, замужем, 3 г/о)

1. Все произошло само собой. Училась в специализированной школе, потом — вуз, потом — аспирантура МГУ: я всегда занималась любимым делом.

2. Да, особенно с научным руководителем, которого я ценю, прежде всего, за то, что он никогда не навязывает свою точку зрения.

3. Это просто традиционная история литературы.

4. Да, конечно, изменилось. Изменился мой уровень образования — открылись новые горизонты. Я считаю, что филологией и гуманитарными науками можно заниматься на более высоком уровне — сейчас появилась масса возможностей, масса методик, которые можно применять именно к литературно-художественному тексту, но этого почему-то не происходит.

5. Вообще я вижу себя, прежде всего, ученым-теоретиком, хотя определенные моменты в преподавании нравятся (общение с людьми и т. п.), но в целом это не подходит мне как определенному типу личности, у меня не тот психический склад.

6. Ну, это просто оазис. Такого круга общения, мне кажется, у меня уже больше никогда не будет. Это на самом деле просто из области утопии.

7. В перспективе хочу продолжать изучение своей проблемы на более широком материале.

8. Скорее, отрицательно. Они направлены на сокращение мест в аспирантуре, в том числе фундаментальных в пользу прикладных. Здесь нет момента творчества, ученые становятся винтиками в системе при таком раскладе.

9. Очень хорошо, поддерживают меня психологически.

10. Это от них зависит. Если им захочется, то вперед.

11. Интеллигентный человек может и не быть интеллектуалом, понятие интеллигентности определяют этические составляющие.

12. Спокойствие и гармония внутри.

Вероника (филолог, 29 лет, не замужем, 3 г/о)

1. Университет — это одно из немногих мест, где можно разрабатывать новые идеи, которые будут востребованы. В бизнесе, как правило, нужно расти, расти, расти, чтобы тебя начали слушать. А прежде — ты винтик. В общем, момент творчества — определяющий.

2. С научным руководителем у меня отношения замечательные, с кафедрой — никаких, кроме формальных.

3. Ничего особенно нового.

4. Да, конечно, я бы сказала, отношение к научной работе стало более зрелым.

5. Это не мое, я больше — теоретик, хотя быть свидетелем того, как у человека рождается и развивается идея (что, наверное, к научному руководству имеет больше отношения, чем к преподаванию как таковому), на мой взгляд, просто потрясающе.

7. Я планирую, но что получится, не знаю. Как карта ляжет.

6. Такого не бывает. Собрались очень интересные люди, с ними интересно общаться, при том во всех смыслах, на всех уровнях, не только по поводу науки.

8. Для реализации этой программы необходимо, чтобы ваковские издания работали по-другому и рассматривали работы не только от своих близких и знакомых. Нужно, чтобы новые идеи интересовали их больше, чем проблема материального выживания.

9. Они всецело «за».

10. Я не считаю, что научная деятельность — это какая-то высота, на которую следует равняться.

11. По функциям. Интеллигент несет на себе образцы поведения. Интеллектуал — это только анализ информации и вывод новых идей.

12. Жизнь, наверное…

Юлия (мехмат, 23 года, не замужем, 2 г/о)

1. Еще со школы я очень любила математику, ездила на олимпиады, в свое время поступила в естественно-технический лицей с углубленным изучением физики и математики. Потом случайно, именно случайно, поступила на мехмат, к экзаменам не готовилась, прошло это под девизом «а не слабо?!». Выбор у меня был такой: либо учиться в Москве, либо не в Москве. Я выбрала первое. Мне была очень интересна тема моего диплома, и я поступила в аспирантуру. Запомнилось то исключительное ощущение, когда ты что-то делаешь и получаешь результат — вот оно. Полгода, год кропотливой работы — и ты получаешь — ах! — что-то, оправдавшее твои ожидания. Чтобы испытать это чувство, я и взялась за диссертацию. Буду ли защищаться — не хочу загадывать. К сожалению, процесс тормозят проблемы материального плана.

2. У меня очень-очень классный научник. Он всегда меня поддерживает и никогда не ругает. Если бы он говорил: вот, вы ничего не делаете, я б, наверное, все это дело забросила. Но после общения с ним у меня возникает такое чувство, что я сейчас горы сверну.

3. Не могу оценить.

4. Да, конечно. Оно стало более осознанным. Здесь интересно еще упомянуть, что математика в школе и в университете — это совершенно разные вещи. Острое чувство этого различия меня поразило именно по окончании пятого курса. В аспирантуре — это тоже другой уровень.

5. Я преподавала математику, занималась репетиторством, у меня было несколько учеников, преподавала в школе. Если бы я осталась в науке, то для меня в равной мере были бы интересны и преподавание, и теоретическая работа.

6. Ботаны. Практически вся моя группа (минус два–три человека) поступила в аспирантуру, а группа у меня была очень сильная. То есть я изначально знала, что мне будет за кем тянуться и что у меня не будет проблем с тем, чтобы к кому-нибудь подойти и мне, неумной, что-нибудь объяснили. Я уверена на 90%, что все они защитятся, про половину из них я могу сказать, что это уже сформировавшиеся ученые.

7. На этот вопрос я, по сути, уже ответила.

9. Отлично. Они, по-моему, больше хотят, чтобы я защитилась, чем я сама. Считают это очень престижным. Папа постоянно пытается что-то спросить о моих научных достижениях, а когда я начинаю ему объяснить, задает глупейшие вопросы. Как-то взялась что-то втолковать маме, она только и восклицала «о, ужас!».

10. Если им это будет интересно, то да. Но сейчас сложно что-то прогнозировать. Если наука будет к тому времени на другом уровне, я, может, и скажу — идите только в науку.

12. Все, что не делает меня несчастной.

Алиса (мехмат, 23 года, не замужем, 2 г/о)

1. Предыстория? Все просто: матшкола и, как следствие, поступление на мехмат. Причины, если говорить о внешних, банальны: если не сейчас, то уже никогда, — это, во-первых; а во-вторых, возможность остаться в Москве. В этом я, пожалуй, неоригинальна, но есть еще и глубоко личный уровень, определивший мое решение. Летом после четвертого курса я ездила в США по программе «Work and travel» — этот опыт, значительно изменивший мое мировоззрение, непосредственно связан с моим сегодняшним днем в аспирантуре. Я работала в Бостоне, общалась с университетской молодежью, много думала, многое поняла… В результате, я обнаружила неудовлетворенность своим культурным уровнем, качеством социализации и сделала вывод, что нужно продолжать учиться.

2. Я очень довольна своим научным руководителем, потому что я всегда могу к нему обратиться с любым волнующим меня вопросом и он всегда поможет. Самое важное здесь то, что в нашем общении нет момента преодолевания каких-то психологических барьеров.

3. Кафедра… Дело в том, что у меня двоякое положение, потому что я закончила одну кафедру, а мой действительный научник — с другой. При этом они противопоставляют себя друг другу: одна — всецело «академическая», другая — … скажем так, не всецело. И получается, я сижу на двух стульях. Поэтому — что называть «моей» кафедрой?.. Я бы сказала так: эти люди меня научили чему-то и продолжают учить, и уже это само по себе для меня повод их высоко ценить.

4. Изменилось, поскольку раньше казалось, что все намного проще: есть задача, надо ее решить — делов-то! Теперь понимаю, что одна только постановка задачи может занять львиную долю времени и усилий. Пять лет нас учили различным методам, навыкам — по максимуму, авось что-то пригодится. А когда начинаешь исследовать свою собственную задачу, все проходишь как бы заново, удивляясь, что это нам уже рассказывали и не раз. Казалось бы, просто — применить данный метод к конкретной задаче, но не факт, что это даст результат. Раньше это не казалось очевидным, как и то, насколько важно обработать всю имеющуюся литературу по теме: вдруг то же самое уже сделано.

5. Опыт преподавания имею незначительный, поэтому выводов о дальнейшей деятельности в этой сфере пока не делаю. Интересно передавать опыт, само осознание этого факта значительно.

6. Тот круг общения, который был для меня студенческим, трансформировался в аспирантский: я учусь со своими бывшими однокурсниками и существенных отличий никаких не нахожу. В общем, все они люди разные, но среди них есть те, кто, безусловно, занимает в аспирантуре свое место. Я тут недавно на форуме обнаружила интересную мысль: «Занимайся своим любимым делом — и ни одного дня в жизни ты не будешь работать». Я думаю, что это те люди, которые могут сказать о себе: это про меня!

7. Если я буду о чем-то говорить сейчас, то это будет выглядеть как некое обещание… Да, конечно, хочется довести начатое до логического конца, еще и лавры все сорвать, но это ведь понятно: диссертация не статья, это большой интеллектуальный труд. Настрой, по крайней мере, такой — стремиться написать и защитить ее, а там уже будет видно.

8. Поскольку поправки вышли в пору моего первого года обучения, то для меня как будто никаких изменений и не было. Просто есть некие правила, которые надо выполнить. В рецензируемом журнале из списка — так значит из списка! Будем знать.

9. У меня нормальные родители, и для них главное, чтобы их ребенок был счастлив, а на каком пути — это не имеет значения.

10. Как они сами решат…

11. Интеллигент — это социальная характеристика, а интеллектуал, интеллектуальность — это характеристика, имеющая отношение к способу мышления.

12. Понять, что тебя делает счастливой, сложная духовная работа… Например, мне нравится рано вставать, я знаю, что меня это укрепляет. Это та мелочь, которая делает меня счастливой. Но в глобальном плане счастливой меня делает, пожалуй, результат, полученный собственными усилиями.

Людмила Фролова,наш корр.

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Новости науки

Родом из МГУ

Вести МГУ

Наука и практика

Студентка

Крупным планом

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Личное мнение

ФЛЮС

Университетская кухня

Новости Москвы

На главную страницу